Автопутешествие. Как?

Автопутешествие. Как?

О….

Раньше я был просто любопытным к природе и новым городским местам, молодым и везде старался путешествовать самостоятельно, где-то поездом, где-то ножками с рюкзаком, то малой, то большой компанией. Но позже оброс семьей, детьми и при условии дальнейшего желания изучения, а так-же крепкости в семье, начал привлекать всех членов семьи к этому. Так как кто-то в семье будет всегда неподготовлен (например, маленькие дети), то вариант «с рюкзаком», заменяется на вариант «в машине». Так потихоньку я стал автотуристом.

Весь опыт набирался постепенно. Часто, видел где-то, малоподготовленных автотуристов, из-за чего, они больше мучились, чем отдыхали. Поэтому сын убедил меня рассказать другим, то что уже, знаю я.

Как уже сказал, я люблю природу и привил данную любовь в семье, поэтому для меня автотуризм — это всегда места на природе и лишь по пути следования — городские достопримечательности. Поэтому данная статья больше ориентирована на любителей природы, но основы в ней применительны к любым видам путешествия.

Подготовка маршрута.

Любое путешествие должно быть заранее продумано до мелочей. Маршрут должен быть распределен по расстоянию, времени в пути, времени отдыха. Ну и естественно событиями и новыми местами, которые у вас останутся в памяти и на фото-видео фиксации.

Заранее прорабатываем маршрут, используя все виды информации (интернет, друзья, книги, слухи). Например, я начинаю готовиться за несколько месяцев, может за пол года. Сначала набрасываю на карте примерный путь следования до крайней точки маршрута, куда именно стремлюсь, по возможности возврат от этой точки домой планирую другим маршрутом следования, так как для меня путешествия это не только точка доезда, а путешествие на всем пути следования. (игнорируя общепринятый стандарты – возвращаться тем же путем)

Затем даю всем членам команды задание — искать по данному маршруту «нечто». Каждый в силу своих разных интересов находит что-то свое необычное. Как правило, для начала открываются карты в интернете и смотрятся фотографии на точках у маршрута (плюс – минус 100-200 км). В случае интересных фотографий (водопад, место поклонения, источники, музеи и прочее) начинаем детально искать информацию в интернете по данному месту и что немаловажно способы добраться туда. Изучая места и корректируя маршрут по ним, закладывайте возможность ухудшения (изменения) погодных условий, из-за которых дорога к местам может быть не возможна (ливни, снегопады) или места станут не интересны, например, водопад в засуху.

Итак, как правило отпуск не резиновый и всегда есть день когда вы должны с путешествия вернутся на работу. Теперь зная все точки маршрута и дорогу к ним прокладываем новый точный маршрут следования, иногда получается найти альтернативный вариант доезда к точке, не игнорируем его, а так же просчитываем. Как-то стоим на Ниве на морском побережье, отдыхаем уже второй день и подъезжает к нам новороченный тюнингом джип Jeep, водитель которого в недоумении интересуется у меня, как я сюда попал с трассы, если он 4 дня сюда еле пробивался по грязевым дорогам и тут я ему показал свою распечатанную карту с альтернативным маршрутом.

Время путешествия по всему маршруту следования —  закладываем плюсом по 1-2 дня на крупные точки, на возможные неприятности, минуя которые у вас останутся эти дни на лишний отдых на очередной точке.  Просчитываем время в пути (на трассе и бездорожье) и время отдыха, днёвок, в конце концов вы едите в отпуск отдыхать, не нужно все время находится в пути, это очень тяжело. Лучше скорректировать маршрут на уменьшение, но оставить дни на отдых.

После окончательно сформированного маршрута подготавливаем карту следования в бумажном (в нескольких экземплярах) и электронном вариантах. Прокладываю точки маршрута в GPS навигаторе. Записываю на флэшки и печатаю на бумаге информацию по точкам маршрута -телефоны баз отдыха, время работы шлагбаумов, координаты возможных клубов и людей, историческую и другую интересную информацию, включая слухи и легенды по точкам маршрута.

С бумажным вариантом карты вы всегда сможете рядом с местным жителем постараться скорректировать на улучшение свой маршрут где-то там, где еще не были. А информацию почитать вечером, вслух у костра. Те точки которые вы выбросили из маршрута из-за нехватки времени всё равно возьмите с собой, всегда может получится изменение маршрута и тогда вы попадете на заранее изученные места. Например, я как то планировал проехать на север Байкала, пока позволит мне мой неподготовленный автомобиль, но в проезжающих деревнях узнал, что заново отстроенный мост через Баргузин снова отсутствует, ехать либо в брод либо на грузовике. Пришлось вернуться в опорную точку с интернетом (г. Улан-Удэ) и спонтанно менять маршрут. Или как то в Приморье у меня заболела дочка, просто простыла, но рисковать и ехать на север, где еще холодней не стал, пришлось воспользоваться местами отдыха, которые ранее отвергли по нехватке времени. Вообще не бойтесь на всем пути следования общаться с местным населением, они знают то, что не знает интернет, особенно по глухим местам. С их помощью вы скорректируете, по ходу, свой маршрут, сделая его более насыщенным.

Сборы и процесс.

Сборы должны делиться на подготовку автомобиля, именно к данному путешествию, подготовку туристического снаряжения, подготовку одежды для членов экспедиции, а так же моральная, психологическая и физическая подготовка людей (рассказать, что не нужно боятся того-то места, подкачать необходимые мышцы, сделать прививки, ориентируясь на места пребывания).

Много пунктов?! Именно поэтому я говорил, что подготовку лучше начинать гораздо заранее, например за пол года. Весь тюнинг автомобиля и туристического снаряжения я всегда делал не потому, что хочется, модно или «как у других», а под каждый отдельный маршрут. Так постепенно обрастал снаряжением и тюнингом автомобиля.

Собирая и подготавливая снаряжение и тюнинг, старайтесь, что б любая нововведенная вещь работала на разные случаи жизни. Например, у меня крышка на полке багажника снимается и превращается в стол, дверца той же полки не прикручена на петли, как было бы удобней, а съемная и работает как разделочная доска, подкладка под домкрат и прочее.

                Вообще у меня все сборы начинаются с подготовки списка, в виде таблице, с множеством столбцов – «1-й член экспедиции, Имя», «2-й», «3-й», «nn-ый», «посуда», «снаряжение», «аптечка», «автомобиль», «электроника», «рыбалка», «развлечение», «документы», «другое», «Купить», «Отремонтировать – сделать». Печатаю, раздаю каждому члену и все начинают от руки заполнять, потом это все несколько дней оптимизируется. Что-то дополняется, убирается, заменяется. Если вы новичок, то советую, сразу приготовить такую пустую таблицу, и затем по ходу чтения дальше данной статьи сразу заполнять её, исходя из личных потребностей и возможностей.

                 Подготовка автомобиля.

Итак, для начала, то на чем вы поедите — автомобиль. Разумеется, у вас живой автомобиль, и все «болячки» в нем уже устранены.

Многие автотуристы ночуют в автомобиле, на мой взгляд, это очень не удобно, поэтому нужно определится как вы будете ночевать и готовить автомобиль ориентируясь на это.

Дорога. Как правило, к дороге на трассе готов любой автомобиль, но тоже нужно всё проверить, например, заправить кондиционер. Как то на трассе, в моей тогда еще Ниве, жена чуть не получила тепловой удар, пришлось останавливаться в новороченной кафешке с кондиционером и охлаждать её там. Самое главное – съезд с трассы. Помните, я говорил, учитывать погодные условия, так вот безобидная грунтовая дорога из-за непогоды может превратиться в бездорожье. Поэтому если вы планируете, места вне асфальта, то готовим и снаряжаем автомобиль, ориентируясь на дорогу к местам доезда. Даже на стоковом автомобиле можно много где проехать, имея нужное снаряжение, смекалку, физическую подготовку и время.

Лопата, причем лопата, нормальная штыковая лопата, не лопатка из автомагазина, а нормальная лопата из магазина садоводов. Еще лучше её заранее проверить (на сгибание, на излом, повозить по ней напильником). Она не должны быть сильно мягкой (гнуться), не должна быть сильно перекаленной (должна точиться напильником), ну и потом уже проверить черенок (заусенцы, крепкость) и отпилить его под размеры укладки лопаты в автомобиль. Как-то у меня сломался топор у топорища, а дыра в топоре осталась с куском пластика и эпоксидкой. Пришлось развести костер, и лопатой вложить топор центр углей, чтоб выжечь пластик и заодно проконтролировать температуру (цвет) металла для дальнейшего изъятия его лопатой и погружением в воду для закалки. Только хорошей лопатой, можно это сделать быстро и правильно.

Цепи противоскольжения, это не только для зимы, они помогут проехать там, где проезжают только грязевые колеса с хорошим протектором. (конечно я уверен, что вы не поедите на маршрут на лысой резине), в крайнем случае подойдут браслеты.

Конечно домкрат, тот который не подведет и не утонет в грязи. В крайнем случае, под него должна быть широкая подложка, чтоб он под весом автомобиля не утоп в грязи.

Трос, хороший трос, не для формальности показать сотрудникам ГИБДД, а который вам поможет. Трос должен быть рассчитан на вес в два, а то и в три раза превышающий вес вашего автомобиля. Во-первых, автомобиль будет у вас груженый, а во вторых так же подразумевается, что он будет вас тащить из грязи, которая так же дополнительно держит автомобиль, увеличивая его вес. Даже если вы в грязи в одну машину, без лебедки, то прицепив трос к дереву и надев на петлю посередине длинное крепкое дерево (рычаг) можно скручивая трос подтянуть вытаскивая автомобиль. Долго, сложно, но можно.

Шноркель (он же шнорХель, в некоторых источниках). Как ни крути, а преодоление водных преград будет, по возможности его лучше поставить, в крайнем случае, загермитизировать воздушный фильтр и подготовить, например съемный шланг от пылесоса, как временный шноркель, выводя его на крышу. Естественно для преодоления водных преград, так же нужна герметизация свечей накаливания (смазка для улучшения токопроводности, которая так же не даст проникнуть и воде). Желательно вывести сапуны с мостов, с коробки, раздатки. Даже имея водное снаряжение желательно помнить правило – не зная брода не суйся в воду. Для себя, частично применив закон Архимеда, я придумал действенный способ. Берете камень (всегда берете примерно одного веса и размера) и подбрасываете над водой, примерно, постоянно на одну и туже высоту. При этом столб брызг от него, примерно вам покажет глубину водной преграды. Порепитируя на разных глубинах, вы поймете и погрешность данного метода. Ну либо верно по старинке ножками или палкой проверять глубину.

Электропитание. Как знаем, с разряженным аккумулятором авто не поедет. Поэтому в любом случае провода на АКБ, а еще лучше иное вооружение. Сейчас появились мощные компактные батарейки для старта автомобиля (не проверял). Для себя я определил и собрал солнечную панель, которая так же заряжает все гаджеты и в крайнем случае зарядит и аккумулятор. Можно приобрести и компактную складную солнечную панель, ток поменьше, от нее ничего работать не будет, только для зарядки и то потребуется больше времени, но по крайне мере зарядит.

ЗИП – запасные индивидуальные принадлежности. В зависимости от модели и марки автомобиля должны быть некие запчасти, в не зависимости от того насколько надежный автомобиль. Я езжу на российском автопроме, за который мне постоянно говорят, что сыпется хуже любой иномарки, но почему-то постоянно на дороге мне попадаются сломанные именно иномарки. Рано или поздно ломается любое механическое устройство. Иметь в наличие важные датчики. Как правило, компьютер может обойти один, два сломанных датчика увеличивая при этом расход топлива или уменьшая мощность, но вот например без датчика положения коленвала автомобиль никак не поедет. Помимо запасных частей под модель авто, неплохо иметь общий ремкомплект (болты, гайки, тонкая проволока (для сварки металла), толстая проволока (примерно 6 мм) и др)

Топливо. В лесу заправок нет, а если вам где-то пришлось ехать очень медленно, да активно погазовать или от холода сидеть в заведенной машине, то рассчитанное топливо уменьшится и можно остаться в лесу. Поэтому запасная канистра топлива. На всякий случай по своему опыту скажу, что пластиковые бутылки (минералка, пиво и др) хорошо держат топливо, как салярку, так и бензин, только смотрите, чтоб под крышкой не было пластиковой прокладки, она разъедается бензином. Ну и в случае использования бутылок советую не долевать до конца, а потом сжать и закрутить, чтоб было куда бутылке раздуваться. Это очень НЕ безопасный метод хранения топлива, поэтому иметь его на крайний случай. Постоянно использовал железную канистру на 20 литров, и как то на море почувствовал запах бензина в машине. Оказалось она проржавела. Маленькая дырочка, тоньше иголки, но уже не держит. Пришлось её выбросить и перелить всё в бутылки. Ну и имея топливо в запасе грех им не воспользоваться не для автомобиля. В моем случае это бензопила, лодочный мотор и самое главное примус для приготовления пищи.

Аптечка и безопасность. Если у вас под сиденьем огнетушитель для отмазки ГИБДД, то выбросите его, идите за огнетушителем как минимум литра на 3 или углекислотным или порошковым. Как правило, на нем манометр давления, смотрите на него, чтоб был исправен. Я постоянно вожу такой, регулярно вожу его в пожарку на проверку и лишь раз он мне понадобился. Как то приезжаем на пляж моря, где помимо купающихся много отдыхающих с мангалами, выходим и резкий запах в нос, сразу мысль, чем же ОНИ топят мангалы (уже до этого видели у туристов дрова из спрессованных и склеенных чем-то вонючим опилок). И тут понимаем, что воняет наша Нива, из-под капота идет дым, я сразу всех отгоняю от машины, открываю багажник, хватаю близко уложенный огнетушитель, открываю капот, где от свежего воздуха сразу появляется пламя и тушу автомобиль. Загорелся генератор!!! ( на шоколодку генератора стал капать тосол, видимо произошло короткое замыкание, в результате которого загорелся пластик-кожух диодного моста). Помимо огнетушителя, по правилам, у вас должны быть жилетка (лучше 2-3 на всех членов команды), знак аварийной остановки, так как это для вашей безопасности, то я бы еще взял аварийный фонарь на случай ночной остановки. Аптечка для колес. Если у вас безкамерка (что чаще всего), то шнуры, штопор, клей (стандартная аптечка) и помимо этого пару камер в размер колеса, в крайнем случае большого пореза, можно разбортировать колесо, отрезать от диска сосок и вставить камеру. А потом уж на шиномонтаже всё починить, как положено. В быту я камеры использую как кресло для сидения моей попы и развлекаловка детей на воде, как спасательный круг. Немаловажным будет косметическая химия для автомобиля – например, мойка лобового стекла от жирных насекомых.

Укладка вещей. К количеству вещей мы еще подойдем, но уверен, что вы все равно возьмете меньше, чем хочется, потому, что больше не влезит. И так, исходим из того, что машина будет забита вещами, поэтому их нужно правильно уложить. Во первых на крышу автомобиля укладываем легкое и объемное снаряжение (например, коврики, спальники и пр.) Ремонт автомобиля и методы его спасения (огнетушитель, трос, лопата, цепи и др) должны быть в быстро доступном месте. Чтоб не пришлось в дождь, в грязи разбирать все вещи автомобиля, чтоб достать уложенную под ними лопату.

Подготовка снаряжения.

Если вы читаете данную статью, то чувствуете, что у вас не хватает опыта или снаряжения, но тем не менее, знаете, такие слова как костровой котел, тент, палатка, спальник, топор. Буду исходить из этого. Если же читатель пробегает из любопытства, с уже богатым опытом, то прошу поделиться своими впечатлениями и рекомендациями – я дополню статью.

Посуда. На каждого члена похода нужно иметь одну кружку, чашку, вилку и ложку, чайную ложку. Естественно всё это должно быть железным. На всю команду такой же один запасной комплект. Если такой комплект пластиковый, то запасной комплект должен быть в два, три раза больше (пластик ломается и горит, плохо моется, при мытье песком царапается, потом в царапинах не промывается и остается пища – отравление). На двух членов экспедиции один нож, если это взрослые, то по идее у каждого должен быть походный нож в ножнах. Костровые котлы, в зависимости от команды. Как минимум два котла (один для пищи, один для чая). У нас на 4 человека – 4 котла. Два котла прямоугольных, костровых и два котла кострюльного типа для примуса. Не бывает, чтоб котлы были лишними. При длительном путешествии человеку нужно помыться, тут-то они все и сгодятся. Для приготовления салатов у вас есть запасная тарелка-чашка, но нужно еще иметь чашку поглубже, тут уже можно взять и пластик, хотя у меня две большие железные чашки. Они же нужны и для процесса готовки пищи (замесить тесто, замочить что-то, промыть грибы-ягоды и другое). Обязательно точилка для ножей. Сковорода, очень желательна для разнообразия пищи, так же для нее палка мешалка подлиней или увеличенная потом веткой, так как на углях не комфортно маленькой мешалкой елозить по сковороде. Разделочная доска, половник, пару кухонных полотенец. Контейнер для вилок-ложек, который будет и контейнером для пищи. Пару термосов. Один большой, другой маленький. Горячий чай в котле, быстро вне костра становится холодным, поможет термос. Пока едете к очередной точке, в термосе может приготовиться гречка, заранее залитая кипятком (кстати, даже вкусней, чем сваренная). Термос не только держит тепло, но и холод, например холодный квас, долго останется холодным. Или к примеру, как-то я в Приморье, в аптеке купил вакцину от змеиных укусов. Аптекарша мне сказала, что с нее не будет толку, если её хранить в жаре. Тут пригодился маленький термос. Обернул ампулы в полотенце и туда. В термос же побрасал сразу и шприцы, получилась быстрая экстремальная аптечка. Кстати о холоде, с нами всегда ездит сумка термос с аккумулятором холода. Который время от времени я прошу положить в морозилку при питании в придорожных кафе, там же, заправляю термосы кипятком. Солонка, перочница, зубочистки.

Готовка (хранение) пищи. Готовка пищи на костре требует определенных навыков, например, когда я учил жену этому искусству, она говорила, что не понимает как готовить, потому что ей например нужна 3-ка, как на печке, а не 7-как на сейчас, раздвинув поленья костра я тут же ей сделал необходимую 3-ку. Сейчас она уже настолько стала спецом, что я подхожу к костру, чтоб погреться. Для готовки пищи на костре требуется тренога, для удержания котлов над огнем. На треноге можно готовить сразу в двух плоских котлах, но только на одном кастрюлеподобном. Для готовки пищи на костре желательно иметь огнеупорные перчатки. Такие есть в строительных магазинах – перчатки для сварщика. Лучше брать большего размера, чтоб сразу на размеры рук всех членов команды. Часто, например, в заповедниках запрещены костры, но разрешены мангалы, в таком случае можно готовить и на мангале, разводя там костер. Так же треногу можно поставить и над мангалом. В остальном готовка пищи ничем не отличается от готовки на кухне. На кухне у вас макароны и крупы наверняка в специальных банках. То же самое советую сделать и в походе. Я задолго начинаю готовить пластиковые бутылки. Потом в бутылки пересыпаем крупы, макароны, сухое молоко и пр. Пакеты рвутся, прогрызаются мышами, хоть и более компактные. Так же, например, подсолнечное масло тоже советую сразу перелить в такую бутылку, так как родные бутылки очень тонкие с плохой крышкой. Для крупных макарон есть бутылки с широким горлом, например от некоторых видов сгущенного молока. После использования бутылки, её достаточно скрутить и скрученную закрутить плотно крышкой и она останется в таком же компактном виде. Для последующего её использования, достаточно её надуть. Конечно она не примет прежний вид, но так же мятая позволит всё в ней хранить. В последнее время появились пластиковые емкости на 5 литров с очень широким горлом. Очень удобно для помещения в них например  тех же круп, прямо в пакетах. Про холод я уже сказал ранее. Дополню, что есть зеркальные пакеты. Они без аккумулятора холода, чуть дольше сохраняют продукты. Ну и на начало похода рекомендую часть еды завакуумировать. Это надолго сохранит пищу от порчи.

Вещи. Не берите много вещей, возьмите лучше стиральный порошок, ведро для стирки и ремонтный набор для починки (нитки, иголки, собачки молний, липучку, клей). Все по разному переносят тепло и холод, у всех разные приоритеты к одежде. Дам лишь несколько общих советов. Во-первых, сами знаете, что даже в самую лютую жару, ночью может быть очень холодно, а в северных регионах в июле, ночью может быть минусовая температура. По этому даже летом должны быть теплые вещи. При  этом общий комплект одежды должен быть по принципу конструктора. То есть верхняя ТОНКАЯ одежда должна защищать от ветра и грязи, как дополнение от дождя, а уже под нее дополняем другие вещи, по принципу термоса. Я всегда во всех походах придерживался этого принципа, получалось удобно и практично. Должна быть одежда для сна. Её ни в коем случае не надо носить напостоянку, так как она же одежда на случай резерва (промокли, замерзли более чем на одежду от холода и пр.) Теплые вещи так же играют роль подушки в палатке, засовывая, например, в свитер остальные вещи получите хорошую добротную подушку. Не лишним, даже летом будет термобелье. Но старайтесь брать термо белье для активного отдыха. Оно очень тонкое, только для отвода влаги и удержания температуры. В таком белье комфортно и в мороз, когда сверху него теплая одежда и в жару с минимумом одежды. Так же такое белье частично защитит тело от укусов насекомых, в том числе от клещей. Носки трусы по два экземпляра – остальное стирка. Одежда на случай резерва (сна) должны быть в отдельном непромокаемом месте. У меня на данный счет есть гидро мешки, где такая одежда для всех членов в одном месте. Какой бы не был хороший плащ, он все равно рано или поздно начнет пропускать воду, но зато он крепкий, в отличии от полиэтиленовых, но их легко чинить скотчем. Возьмите и то и то. Кстати, на всякий случай теплую, то есть объемные одежду можно очень компакто упаковать. Взять большой полиэтиленовый пакет, сложить туда одежду и выдыхать с него воздух, получается очень компактно. Я для этих целей использую мусорные мешки. Но ввиду их тонкости, после откачки воздуха и их завязывания такие лепешки лучше сложить в более прочный мешок.

Ночевка-дневка – лагерь. Для комфортного пребывания на природе вам нужна палатка. Дома – палатки на стойках удобны для дневного пребывания, для кухни, когда они расстегнуты – для сна не комфортно. Для сна нужна классическая двустенная палатка с отводом теплого влажного воздуха наружу. В такой палатке вы не проснетесь как в бане. Даже непромакаемую палатку лучше поместить под тент, так как в случае дождя вы можете снять дождевик вне палатки и уже к ночлегу войти сухим. Тент нужно брать большой, это я могу сказать по своему опыту. Он защищает и от воды и от солнца. Для того, что б ваш тент не порвало ураганным ветром, наверно любой покупной тент нужно усиливать. Не помешает иметь какой-то небольшой б/у тент для костра, пусть он будет с небольшими дырочками, не беда. Главное что б ливневым дождем не затушило костер. Для растяжки тентов и прочего, я всегда беру в садоводческих магазинах бухту пластиковой веревки для подвязки помидоров. Она очень прочная, её много и её не так жалко беспощадно резать, она разрушается от ультрафиолета, то есть экологичная. На второй год, вы будете видеть кусок привязанной, когда вами веревки, но только прикоснетесь к ней, как она рассыплется в труху. Для дров вам пригодится бензопила и очень удобен колун. Просьба не пилить сырые дрова. Во первых это живой лес, во вторых они не горят. Как то в приморье наблюдал как люди пилят сырые дубы и разжигают их всякими жидкостями. У меня аж сердце от жалости к природе воротилось. Ранее вообще не жег дуб. Пошел в лес и удивился, что дубового сухостоя очень много, почему же его не пилят, и как понял сам — сухой дуб пилится гораздо, гораздо хуже живого. Если вам нужно развести костер на разок – то в лесу всегда полно хвороста. Ищите большое хвойное дерево (сосна, лиственница), под ним всегда найдете сброшенные мощные сухие нижние ветви дерева.

Непогода. Рассчитывайте, что на маршруте случится самая плохая погода, чтоб быть к этому готовым. У меня есть присказка – Готовься к худшему, а ожидай лучшего. Готовьтесь к тому, что вы сорветесь с точки в дождь, поедете в дождь и так же приедете в новую точку снова в дождь. Бывало такое, некомфортно, но я был к этому готов. Тент от дождя должен быть растянут под углом к горизонту, к земле. Чтоб большая часть воды стекала. Не привязывайте тент прямо к земле ни с какой стороны, он должен продуваться со всех сторон, иначе в случае порыва ветра ваш тент будет выполнять роль парашюта и постарается улететь, либо порвав крепление либо себя. В случае постоянного холодного ветра, лучше в качестве стены использовать еще один небольшой тент, натянутый вертикально. Постарайтесь разместить лагерь, тент и машину так, чтоб меньше проходить под дождем. Палатку размещайте посередине или на 2/3 от длины тента, но не с краю, чтоб её не замочило косым дождем. В сильный ветер меняйте растяжку тента чтоб уменьшить его парусность. Для растяжки тента я придумал использовать «похоронки», связываю две небольшие толстые палки (длиной до 30 см, и примерно в 3-5 см в диаметре) крестом, к ним привязываю веревку петлей, копаю яму в один-два штыка лопаты, кладу туда этот крест и закапываю. К уже торчащей петлей веревкой вяжу крепление тента. Так как, ранее уже сказал, веревка экологичная, не переживаю, что оставляю в земле кусок цивилизации. Этот метод работает одинаково хорошо, как на земле, так и на песке и щебенке, но на щебенке лучше сверху положить камень покрупней. Иногда похоронки вытягиваются, а копать щебенку глубже очень неудобно. Если у вас в непогоду нет костра и все таки оказался примус, можете положить на него большой камень, во-первых тепло будет расходиться по сторонам от него, во вторых нагреется сам камень, который потом на лопате можно перенести или в палатку или в машину и положить на сковородку, которую поставите на разделочную доску. От него еще долго будет идти тепло. В дождь в лесу много комаров, тут так же пригодится сковорода, разведите в ней небольшой костер и время от времени подкладывайте туда сырой травы. Дым будет отпугивать комаров и мошку. А саму сковородку можно перенести за ручку в удобное по ветру месту.

Развлечения. Всегда в походе найдется лишнее время, так как это отпуск, нужно немного развлечь себя. Тут все зависит от увлечений каждого и возможности реализации. Например гитару, я бы не взял в машину. А вот флейта и варган всегда со мной. Как то была непогода в виде палящего несколько дней под 40 градусов солнца. Все время под тентом. Сделал для развлечения детям воздушного змея, распустил полиэтиленовый мешок в длину, привязал его к кресту сухих тонких веток, ниже привязал свои трусы и еще ниже носки. Змей карабином пристегнул к спиннингу. Благо был легкий ветерок и удалось его запустить и дети прямо с лагеря спиннингом управляли им. Для затяжной непогоды можно взять игральные карты, ребусы, шашки, шахматы. Но что-то нужно взять.

Добыча природной еды. Всегда нужно разнообразить свой рацион природной едой. Не беру в расчет охоту, так как с этим много сложностей (оружие, путевка и пр). А вот рыбалка, сбор ягод, грибов, шишек и других даров природы всегда допустим. К данным сборам нужно немного приготовиться, так же заранее. Например, грибы в зависимости от региона отличаются, и порой не знаете ложный это гриб или нет. Ну, что касается грибов, я всегда следовал принципу, сомневаешься – не бери. С ягодами так же. Я всегда считал, что шиповник, это небольшая вытянутая овалом ягодка, а когда увидел шиповник, с ягодами размером с небольшое яблоко долго сомневался в его съедобности. Шишки тоже нужно знать когда собирать. И ко всему прочему нужно знать животный мир, того региона куда едите, так как для сборов природных даров, вам потребуется зайти к ним в дом, как и проезжать по нему.  Нужно знать какой опасный животный мир вам опасен и как этого избежать. Зачастую это змеи, пауки, клещи, волки, тигры, медведи, рыси и другие обитатели незнакомой вам местности. Что касается рыбалки, то тут тоже много разных хитростей. Конечно что-то в диких местах вы однозначно поймаете, но зная, что и на что ловить, ваши успехи в рыбалке возрастут в разы.

Гигиена. Не забываем в долгом походе про гигиену. Все мы люди, все потеем, начинаем подванивать. Всегда берем с собой мыльно рыльные принадлежности. Зубные щетки, мыло, мочало. Имея котел горячей воды и ведро с холодной водой из реки всегда можно помыться. Долго я так и делал, пока не сообразил себе походную баню с печкой. Когда её не было, как то проморозив непогодой жену, решил и помыться и погреть её, нашел возле лагеря небольшой овраг, развел костер побольше, наложил в него лопатой камней, раскалил. Овраг накрыл тентом, придавив все края к земле, оставив небольшой захлопывающийся вход. Занес в импровизированную баню на лопате раскаленные камни.  Попарится можно было только на корточках, но зато напарились и нагрелись, аж до костей. Заодно и помылись. Сразу появилась радость даже в невразрачную погоду. Если с зубной пастой и мылом всё понятно, то вот шампуни, всё таки не рекомендую брать в флаконах. Уж лучше одноразовые пакетики или перелить в уже зарекомендовавшие себя надежностью полиэтиленовые бутылки. Туалетная бумага в таких походах расходуется так же и не по прямому назначению. Это и салфетки для рук и средство розжига костра и тряпочка для уборки стола. Что касается характерных индивидуальных гигиенических средствах, каждый знает сам по себе, особенно женщины. Единственное, нужно их правильно упаковывать. Кстати не лишним будет крем для рук. В лесу часто обветриваешься и обсушиваешься.

Фото-видео. В настоящее время, это уже не актуальная тема. У каждого в кармане смартфон с фото-видео камерой. Но если вы хотите получить хорошую память, то уж лучше обзавестись хорошим фотоаппаратом и видеокамерой. Когда вы будете иметь отдельные устройства, то обязательно встанет вопрос о штативе. Да он нужен. Вечерние и ночные виды с ним это нечто. Можно взять пару фильтров для оптики. Что касается носителей информации, то я рекомендую взять побольше на 32 Гб, чем немного на 128 Гб. Во-первых если испортится или потеряется, то не всё сразу и во вторых если будете сливать на ноутбук, то быстрей и стабильней сольется по малу, чем одно долго. Для электронных гаджетов нужно электропитание. Поэтому необходима зарядка на 12В через автомобиль или солнечную панель. Но не забываем взять и переходник на 220 вольт, так как можно будет попросить поставить на зарядку в придорожном кафе или близ лежащей деревне.

Дорога по трассе

К месту отдыха нужно доехать. Помните, тише едешь дальше будешь (при условии равномерности хода). Спланируйте поездку по трассе с местами ночлега, вряд ли вы будете на трассе ставить палатку, к тому же это и долго. Скорей всего это будут придорожные гостишки. Узнайте заранее про них. И уже по пути следования смотрите, если у них стоят фуры, значит жить можно, там будет и комфортно и вкусно. Если фур нет, то нужно смотреть. О фурах, кстати, отдельный разговор. Есть у меня старый знакомый, он всю жизнь отработал шафером, рассказывал, как это было и никак не сходится на то, как это сейчас. Уважение и взаимовыручка не то что, отошли на задний план, они исчезли. Есть конечно, очень хорошо, что есть хорошие водители, но почему то чаще наоборот. Думаю их озлобили именно водители ниже их лобового стекла, то есть мы. Среди водителей, не только фур, тоже много странностей. Идешь на обгон, обгоняемый автомобиль начинает набирать скорость или тошнит по всей полосе, там где обгон запрещен или невозможен. Помню, как то меня на трассе оштрафовал гаишник, причем где то в лесу, стоял с терминалом оплаты и ручной камерой. Удивился как я короткую ниву разогнал до 120 км/ч. Спросил, не моргнул ли мне кто, на отрицательный ответ ГАИшник только тяжело вздохнул и сказал, что он тут уже второй день стоит и никто не моргает встречным, что он тут… не те уже водители стали, посетовал сотрудник полиции. Постараюсь сказать, как нужно себя вести на трассе из того, как меня учили в давние времена. Держите постоянную скорость. Если вас кто-то обгоняет, тем более в запрещенном опасном месте, то помогите ему войти в свою полосу – притормозите, но только тогда когда он поравняется с вами. Если раньше, то вы его лишите возможности вернутся в свою полосу, если он передумает обгонять. У меня машина чуть повыше остальных и с левым рулем, я вижу чуть дальше, чем седаны за мной, поэтому если кто-то лезит на обгон тогда когда это опасно, я даю левый поворотник, показывая ему, что там ай-яй-яй. Большинство понимают мои действия и едут за мной. И когда появляется возможность обгона даю правый поворотник, что б он меня обгонял. Иногда такие обгонщики говорят спасибо аварийкой. Если вас обгоняет фура, прижмитесь по возможности правее, дайте ему больше возможности для маневра. Держите постоянную скорость, они более опытные, само всё знают, главное не мешать им. При выезде на трассу, дайте пройти всему потоку слева, не подрезайте их, какой бы крутой у вас не был бы разгон до сотни. В любом случае, машина на трассе притормозит, чтоб дать вам войти на дорогу, но это замедлит его скорость, увеличит внимание. Внимание на трассе вообще должно быть больше. Помимо других участников дорожного движения, на трассе так же стоит обращать повышенное внимание на предметы на дороге (чаще это разорванные покрышки фур или камни-булдыганы), ямы, выбоины, ремонтные участки. Как обычно участок уже давно отремонтировали, а знаки ограничения по ремонту стоят, вы раз проигнорировали их, два, а на третий там действительно ремонт и на полной скорости можно въехать в кусок вырезанной ямы. В дождь на трассе, рекомендую заметно снизить скорость и увеличить внимание. Любая небольшая лужа может быть огромной ямой, или еще хуже просто глубокой лужей, тогда неизбежно попадете на эффект аквапланирования. Сколько разбитых автомобилей по данному событию – много! Особого внимания требуют животные. Видите на обочине собаку или лошадь или иное животное притормозите и будьте готовы ко всему. От них можно ожидать чего угодно. Исключение составляют бурундуки и суслики. С ними не снижайте и не увеличивайте скорость. Это как с обгоном. Эти придурки сидят на обочине и ждут вас, потом прямо перед колесами пробегают дорогу. Такое чувство, что где то сидят судьи бурундуки и выставляют оценки за забег – скорость – 9.8 балов, экстремальность забега – 7.6…. Так же часто проезжая по деревням прямо по дороге на вас будет идти стадо коров. Снизти скорость вплоть до 10 км/ч. Вроде она не мешает, но что от нее можно ожидать?! Как то проезжая у Иволгинска одна корова идущая рядом с машиной решила внезапно посмотреть в мою сторону, в результате об её морду мне вывернуло зеркало. Не забывайте, что на трассе есть и такие личности как мошенники, они как раз играют на чувствах справедливости и правильности. Как их узнать… незнаю, они постоянно используют разные методы обмана и хитрости. В каждом отдельном случае свои методы выхода из ситуации. По расчету времени движения используйте знакомую со школы времени формулу T=S/V. Время равняется путь поделить на скорость. Конечно скорость считаем среднюю, на что сильно влияют остановки (обеды, писи-каки, усталось). Все эти остановки вынуждены и необходимы, особенно по усталости, а на счет писи-каки, договоритесь с пассажирами в машине об одновременной остановке для всех и терпежке под большинство.

Дорога вне трассы

Съезжая с трассы на грунтовую дорогу внимание должно быть еще больше. Как правило за таким дорогами следят очень редко, там и камни и палки и дыры и скользкая глина. При проезде очень опасного склона на грунтовой дороге – отстегнитесь и расскажите меры предосторожности всем участникам, на более опасных участках высадите пассажиров. Что касается на лесных дорогах, то там скорость заметно упадет и по характеру дороги и по вниманию на ней. Не ленитесь перед непонятным участком выйти и осмотреть дорогу, возможность проезда. Даже если у вас очень крутой джип и вы не на грязевых покатушках, а в походе на маршруте, то выберите более спокойно проезжающую сторону дороги, чем тот участок грязи, где вы считаете, что возможно пройдете. Риск не обоснован.  Можно застрять где угодно и потерять кучу времени на вытаскивание, а на вас в это время смотрят рыси, тигры, медведи….

Проезжая дорогу с плохим участком оцените его, если пойдет сильный дождь, как вы его будете проходить или при осадках нужно будет быстрее уезжать с данной точки. Например в горной местности маленький ручеек за несколько часов может превратится в полноводную реку, по которой с шумом перекатываются гигантские валуны. К счастью такие реки так же быстро падают к своему первоначальному состоянию. Тут главное выждать. Но не всегда вода ведет себя одинаково. Как то я заезжал на точку по обрывистому крутому берегу озера Ханка, на второй день налетел ветер поднялась волна, которая стала бить по этому берегу и узкая прибрежная дорожка начала двух метровой высотой осыпаться в озеро. Обратный путь только по ней. Быстро собрали лагерь и я в одного поехал под осыпающимся под колесами берегу. Так же помните, что проезжая по бревнам, они скользкие как под колесами так и на том основании где они лежат. В жидкой грязи может лежать скрытый валун или дерево. Если в ручье поперек лежит бревно или другой большой камень, то сразу за препятствием, ниже по течению будет глубокая промоина, как и сразу перед ним, а до него будет намыто скорей всего много плотного грунта. Лесная марь таит в себе, вернее под собой много хитростей, никогда не знаешь, где провалишься, но это однозначно случится. Песок тоже сухой и мокрый проезжается по разному. Мокрый по тверже, но в нем можно увязнуть незаметно, в сухом вы знаете, что вот-вот сейчас завязнете. С морским берегом всё иначе, морской берег намывается и смывается моментально и какой он сейчас сказать затруднительно. Как то выехал в одной морской бухте на берег, там стоит лагерь, спрашиваю, как тут? Они мне советуют проехать чуть дальше, поясняя, что тут хорошая твердая галька. Я проезжаю пару метров и сажусь на мосты. Там берег слоями, слой гальки, слой морской капусты и так снова. Благо я недолго корячился и местные ребята меня быстро толкнули. В общем больше внимания, анализа и меньше риска.

Лагерь

Лагерь это ваш дом в месте отдыха, он должен быть комфортным. Но разводить много комфорта ради двух дней стоянки тоже стоит. Нужно сочитать комфортность с оптимальным временем сбора и разбора лагеря. Как правило на первой же стоянке вы поймете принадлежность всех членов похода к возможной работе и можно раздать обязанности. Кто-то сразу готовит дрова, кто-то ставит палатку, кто-то вяжет тент и тому подобное. Когда компания очень большая, то частично проще. Удобней назначать дежурными – семьи или команды. Тогда когда одни полностью весь день зашиваются работой у других есть время на настоящий отдых, но настанет и их время «рабства» и никто не знает в какую погоду это случится… Установка лагеря всегда должна подразумевать возможные погодные явления. Избегайте установки лагеря внизу под склоном, в случае дождя его будет заливать водой. В этом случае нужно вырыть канаву для отвода воды и желательно сделать это заранее, а не под дождем. В случае остановки на берегу горных рек, всегда ставьте метку уровня воды. И если вода быстро поползла вверх по метке – сворачивайте лагерь или переносите выше. Как помните горные ручьи и реки очень быстро поднимаются. Большие водоемы (моря, озера) могут затопить лагерь набегающей волной. Как правило на берегу видно, до куда обычно бьет волна, за этой границей и ставьте лагерь. Лагерь в диком лесу обязательно привлечет вниманием диких животных. Мышки придут однозначно, поэтому всю еду на ночь, а то и днем убираем в машину. Так же это нужно не только от мышек. Крупный хищник тоже может прийти на запах шашлыка, естественно ему не хватит, но тут рядом в палатке еще лежат «шашлычки». Раньше от крупных хищников вокруг лагеря разбрасывали использованные свежие патроны с запахом пороха, потом как то я обводил периметр лагеря маслом отработкой, но сейчас хищники привыкли ко всему, например запах масла теперь будет ассоциироваться с пребыванием техники, а значит людей, и как следствие вкусной помойкой. От хищников у меня ночью в палатке всегда две железные кружки, для создания шума, шумовые патроны-ручки (страх туриста) и у дымящегося костра заготовленные длинные факелы, пролитые маслом. Огня хищники по прежнему боятся. Всегда наготове ключи от машины, хотя злой медведь или тигр вскроет машину в считанные секунды, как консервную банку. Уверен, когда вы считаете, что рядом никого нет, на вас смотрят как минимум две пары голодных глаз. Как то в приморье, проснувшись утром, в паре метрах от палатки я увидел большущую какашку, с кусками шерсти… зачем тигр насрал тихонько у нас, я не знаю, но рад что он посчитал наш лагерь туалетом, а не кухней. Из этих же хищных соображений, покидая место стоянки, никогда не оставляйте еду для несчастных голодных животных. Сжигайте все остатки еды. Они запоминают, что тут время от времени появится еда и обязательно придут снова, да пускай уже не к вам, а к другой машине. Не нужно подкармливать цивилизацией диких животных таким способом. Если вы считаете, что должны это делать, то делайте это целенаправленно, в отдельно отведенном, постоянном месте, вдали от места стоянки туристов. Во время стоянки лагерем кто-то сорвется в лес по грибы, в чужой незнакомый лес, поэтому компас с собой иметь обязательно, надеюсь вы понимаете как ходить по азимуту, изучите в интернете. Пару раз меня обманывал магнитный компас, по всей видимости из-за залежа металла где-то рядом. В этом случае GPS навигатор, при использовании спутников, а не магнитного компаса более точный прибор, но критичен к времени жизни аккумуляторов. Так же неплохо выдать покидающему лагерь радиостанцию, имею вторую в лагере.

Возращение

По своему опыту могу сказать, что путь домой хочется пройти быстрее. Какой бы не был классный отдых, он надоедает и хочется вернутся домой и порой домой двигаешься неоправданно быстрее. С большей скоростью, с дольшим пробегом видителя. Опять риск неоправдан. Останавливайте себя в плане скорости и при первой усталости за рулем принимайте меры к отдыху от руля или «отрезвления» (пробежка, умыться, гимнастика, сон).

Удачи, вам, на ваших маршрутах. При вопросах, рекомендациях или дополнениях – пишите!

 

Запись опубликована в рубрике Автомобиль, Путешествие. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *