К озеру за Ханями

18+ (побуждает идти на риск, опасный для жизни)

Команда: Мигунов Владимир, Пьянов Владимир, Задоя Виктор, Вертеховский Николай.

Лето 2008 года. Меня любезно приглашают сходить на рыбалку, в предгорье Кадара, за станцией Хани. Так как давно уже никуда не ходил и поэтому сразу после решения всех вопросов с работой — соглашаюсь. Даже с учетом того, что мой день рождение придется праздновать в походе. И так началось….
Под конец августа мы собираемся и выезжаем поездом на станцию Хани. Откуда через несколько часов рабочий поезд нас довез до места высадки – чуть дальше разъезда Олонгдо. Моросил мелкий дождик. Мы вышли с поезда прямо в кустарник мокрой ивы, ничего не осталось, как проломится сквозь мокрые кусты, до таежной дороги. Натянули дождевики и двинулись по лесной разбитой дороге прочь от цивилизации. Время от времени приходилось преодолевать бурные ручьи, небольшие участки мари. К вечеру быстрым темпом мы «прибежали» к месту стоянки геологов. На небольшой полянке стоит избушка, навес, и большая платка, выполненная виде эвинкийского чума. Мокрые и замерзшие мы принялись разжигать костер. Местные геологи, соскучившиеся по людям, любезно помогли. Мы накрыли стол, налили чай и постепенно за разговором, поглащая пищу, начали согреваться. Геологи нам поведали о своей нелегкой работе, рассказали о недавних случаях, с нынешним начальником тайги — медведем. Который скушал последнего идущего от туристической группы в этом году. До данного места геологов я тянулся последним, хотя терпеть не могу идти крайним, либо первым либо вторым и после рассказа решаю увеличить тем еще больше. Но что-то рюкзак кажется непомерно тяжелым. Ребята предложили нам, чтоб не ставить свою палатку — переночевать в их ней. На что мы согласились еще и с тех соображений, что это нам с утра сэкономит время. Да и палатка в рюкзаке наверно еще сухая, а значит рюкзак легче, чем если б с мокрой.
Утром, перекусив быстренько бутербродно — подобной едой мы двинулись дальше. Путь пролегал по слегка видневшейся вездеходной дороге, виляющей по мари, которая как ни странно была с хорошим уклоном. Путь был не легким, «шприцевание» сапог в мари, быстро выкручивало все суставы и мышцы. Ставишь ногу на травяной пласт, вроде нормально, потом бульк – нога ушла под траву, в воду, потом с характерным всхлипыванием вытягиваешь её от туда, как шток из шприца. Через парочку перекуров на мари, постепенно выкарабкались на более плотный пласт — мы подходим к горной местности. Но плотный «пласт» добавил своих хитростей прохождения. Шли по мокрому ягелю (бело-серый мох — излюбленная пища оленей), по той местности он простирался по плоским камням, естественно под ступней он срывался и нога скользила дальше по камю, а то и вообще распиралась между камней. В таких случаях часто ломаются ноги, но слава Богу у нас все прошло удачно и вскоре нашему взору предстало красивое горное озеро Кирялта. Погода мерзкая. Мелкий дождик постепенно набирал силу, появился ветерок, который вдоль озера, среди гор, дул с подвыванием пылесоса.
Но тем не менее мы дошли до места первой ночевки, на берегу озера. Разбили лагерь, поставили котлы на костер и сразу ринулись на рыбалку. Но ни с берега, ни с лодки ничего поймать не удалось. Так и легли спать, не попробовав горного гольца, которого по всем признакам мы тут ожидали.
Утро. Солнышко нас порадовало, хоть и его лучи пытался сдуть настырный ветер. Ломота мышц по всему организму отдавала команду мозгу — отдохни, но здравый смысл совместно с репликами нашего командира похода заставляли двигать конечности. Что в конечном итоге привело к приятным поощрениям — улов гольца, завтрак и сбор лагеря.
Позавтракав, мы двинулись вдоль озера дальше, всё выше и выше. Так как лодка уже была на готове, то Виктор с парой рюкзаков поплыл вдоль озера, практически рядом с нами. Учитывая неровные порывы ветра в лицо, грести было не легко. Идти же приходилось и по скальнику и по участкам мари и пробираться сквозь чащи карликовой березы и сланника. Володя даже успевал фотографировать интересные места. Мой сбитый ритм, набегами до команды, чтоб не идти в качестве ужина для медведя последним, неохотно отодвигал мысль — доставать каждый раз зеркалку из рюкзака, а затем из кофры. Постепенно шум ветра дополнился шумом бурной воды, которую мы вскоре увидели. Из верхнего озера, вода водопадам срывалась в нижнее. Подойдя до конца озера среди кустарников увидели мелькающего Виктора, который на лодке добрался чуть раньше. Начали отдыхая складывать лодку, переупаковывая рюкзаки. Перекидывая рюкзаки, я вдруг обнаружил, что мой рюкзак самый тяжелый, причем порядком. На мои возмущения, каждый член команды оценил его вес в своих руках, и признавая факт более тяжелого рюкзаки пришли к выводу, что судьба у меня такая, как у самого молодого — нести самый тяжелый рюкзак. Лишь у Виктора рюкзак был не намного легче моего. За шутками по возрасту я натянул лямки рюкзаки, на уже подопухшие плечи и мы всей командой начали подниматься вверх по ручью, который постепенно превращался в водопад. За шумом воды мы не заметили как спугнули медведя, увидели лишь еще парящую его лепешку. От данного факта, я решил бежать еще быстрее. Но по краю водопада, пришлось идти очень аккуратно. Вокруг скользкие камни. Прямо под ногами срывающаяся вниз с грохотом вода, ветер «запиханный» горными стенами в узкий коридор срывал с ног. Цепляясь за кустарники, постепенно прошел водопад. Через несколько десятков метров после водопада мы вышли на зеркальное верхнее озеро, которое в отличие от нижнего обжато более крутыми берегами. Один из берегов, вообще был почти отвесной скалой, потому мы пошли по менее крутому, но состоящему из больших острых валунов. Ногу порой приходится поднимать до уровня пояса, чтоб забраться на следующий камень и так же спускаться дальше. Прыгать по камням не получается. Все камни «живые», наступая на него он начинает качаться как чаша на весах. Тем не менее это озеро чуть меньше первого и мы вскоре дошли и до его конца, или вернее сказать начала, так как, так же вышли к ручью бурной воды, которая в него стекала со следующей, более высотной отметки. Этот ручей был менее бурным и с более широкими берегами, идти было попроще. Тут прямо под ногами показались кустики черники. Чесно говоря, именно здесь, я первый раз в жизни, в живую увидел как растет черника. Все ринулись на сборы и поглащение черной горной ягоды. Я же этот кусок спокойного времени воспринял как нормальный отдых. Растянулся на поляне с ягодой и начал не поднимаясь собирать черные бусины. В этом коротком релаксе, под отливающие бликом яркого солнца на черных ягодах, под чистым горным воздухом, под расслабляющим шумом воды и видом пиков гор — я вдруг вспомнил, что у меня сегодня день рождения и что я в тайне приготовил для команды праздничный стол — литр конька, шоколад и лимон…. Вот он, лишний вес, будь он неладный. Но мысль от празднования вечером дня рождения, да еще и в горах, не дала рукам волю достать и выбросить «лишний вес». Минут через 20 сборов ягоды, была дана команда «Алга!», что с эвинкийского языка — означало «В путь!». Солнце закрылось тучами, в которые мы с постепенным повышением высоты заходили сами, от чего становилось сыро и холодно. Меж нас уже выстроились высотные горные истуканы, между которых мы шли всё дальше и дальше, а так же всё выше и выше. Пройдя небольшое озерко, мы вышли на большой ледник, который находился как раз у подножия нашего перевала, в следующую долину. Расположившись на леднике, подальше от ветра, мы решили перекусить перед сложным участком пути. Кусок сала, сухари и орехи, рассосались еще щеками, не успев упасть в желудок. Последовала уже привычная команда «Алга» и наш небольшой коллектив зашевелился, накидывая на мокрые, холодные тела — тяжелые рюкзаки.
Мы полезли вверх. Поднимались по квадратным «живым» камням, порой на следующий более верхний камень можно было подняться только через колено, настолько крутым был подъем. Но местами камни шли нудными вполне привычными ступенями. Несколько раз я подумал, что на пирамиду Хеопса забираться наверно так же. Но, что отличало это место от Египта, так это явно то, что дождь сменился снегом. Мда… ни разу на мой день рождения, 25 августа, я не видел снега. От монотонного тяжелого подъёма снова посещали мысли выбросить коньяк, но даже если б я отважился на этот поступок – то не было бы времени. Так как остальные члены команды, как богомолы, растопырив все конечности, усиленно ползли выше меня.
Когда я понял, что на очередной шаг не нужно задирать вверх ноги, это уже был верх перевала, с которого я чуть не шагнул вниз по привычке перебора ног и с ужасом отшатнулся от пропасти. Оглядевшись по сторонам, понял, что я один. Где все?! Странно! Еще не переводя дыхания, я аккуратно посмотрел вниз, неужели они начали спускаться, не дождавшись меня? Но увидел только крутой, чуть ли не отвесный спуск, примерно метров на 100. Тут из скалистого участка перевала показались члены команды. Они ходили на разведку, в поисках наиболее удачного спуска, но как ни странно, тот с которого я чуть не сиганул — оказался самым приемлемым. Тут мы к удивлению обнаружили, что в команде нет страховочной веревки, но спускаться надо. Решили спускаться серпантинами, по крутому, шириной примерно в 10-15 метров кулуару. Поняв, что больше тут не окажусь, я в спешке начал доставать фотоаппарат и сделал несколько снимков, даже не прицеливаясь. Только потом, я увидел, что делал снимки гор, в режиме макро, после черники. Вышло не очень хорошо, но этот чудесный вид остался у меня в памяти и до сих пор всплывает приятными воспоминаниями. Ну, да ладно… Идем дальше.
Первые метров 30 спуска приходилось держаться за воздух, так как, за что не возьмешься – всё старается укатиться в низ. Дальше спуск стал более пологим, местами можно были идти только на двух ногах, и не прижиматься всем телом к склону. Спустившись в низ, мокрые и горячие от пота, мы рухнули в траву, оглядывая наш спуск уже снизу. Было круто. Решаем как и куда пойти, сверяемся с картами, с координатами GPS навигатора и двигаемся дальше. На ночевку нужно встать в более приемлемом месте, поближе к воде. Еще один небольшой подъемчик в пологую гору и мы увидели спуск к маленькому горному озеру, которое отражало уже появившееся вечернее солнце на голубом небе. Спуск был похож на подъем к перевалу, чтоб спустится на следующий нижний камень нужно сесть на первый и постепенно стягивать ноги к низшему. Сползать, чтоб встать на «живой» камень, не «разбудив» его. Я уже потратил все резервы своего организма. Глядя как вниз «бегут» другие члены команды, старше меня лет на 10, я задумался и о занятии спортом и о бросании курить, но эти мысли не помогали мне спускаться, а лишь будоражили во мне все мои нервы. Тем не менее сразу за этим спуском, мы вышли на пологий берег озера, где и решили поставить палатку. Тут же, уже безжизненным голосом я объявил о своем дне рождении, достал уже ненавистные приятности торжества и мы все вместе сели за ужином у костра.
Утро было солнечным, радостным и только боль во всем организме портила общее впечатление от него. Но выйдя из палатки и увидев красивейшее озеро среди гор, забыл и про боль. Мужики уже успели наловить на этом озере арктического гольца, мы его сварили и поели. И…и снова двинулись дальше. Вообще нашей целью было изучить озеро, найденное на карте, которое гораздо больше этого, и по характеру расположения должно было кишеть от рыбы. Кстати на этом маленьком озере, гольца судя по уловам намного больше, чем на большом озере Кирялта… А что же на том?! Идем узнавать….
Пройдя озеро справа, мы пошли по красивому лесу, вдоль ручья. По мере прохождения лес нас постоянно угощал, то красной смородиной, то шиповником, то брусникой, то голубикой… срывая на ходу эти дары леса мы продвигались дальше, пока не уперлись в чащу сланника. «Заныриваем» под тугие упругие ветви непослушных кустов и оттягивая с каждым шагом все новые ветви — продвигаемся дальше. Уже видно как солнце снова куда-то исчезло, и так же незаметно от куда-то появилось темное мокрое небо, которое, по всей видимости не хотело держать влагу в себе и монотонным мелки дождем поливало на нас. Среди кустов наткнулись, на еще сухую и намокающую на наших глазах разрытую медведем норку бурундука. Тихий ужас наверно поселился в каждом, ведь в такой чаще сланника с медведем можно столкнуться нос к носу. Делать нечего, озеро вот — вот, уже должно появиться и мы постепенно выходим из чащи, поднимаясь по скалистому склону к нашему следующему водоему. Перемахнув небольшую лесную сопку мы вышли на берег озера. Судя по карте, с обратной его стороны втекает ручей, рыба должна быть там. Виктор снова накачивает лодку и плывет по озеру, мы же обходим его по берегу, по дикой, местами очень хорошей тропе. Видимо куча животных ходит по ней же. Странно, может это озеро лечебное какое…. Через часик мы на месте. Двое остались в лагере на бытовых делах, а двое отправились на рыбалку. По ходу приготовления пищи и лагеря, я старался рассмотреть это таинственное озеро, к которому мы так стремились. Вода прозрачная, с зеленоватым оттенком. Дно ровное, песчаное, с постепенным уходом в глубину, к середине озера. Со дна время от времени, то там , то тут поднимаются пузырьки воздуха, по всей видимости сероводорода. Рыбаки вернулись ни с чем, объявив, что это — мертвое озеро. Кстати о его мертвости можно было судить и по дикой тишине вокруг…. Ни шуршания, ни пения птиц, вообще ничего, только — дикая тишина. Поужинав ложимся спать. Утро выдалось очень туманным. Отважные рыбаки снова поплыли попытать счастья. Я с Володей остался в лагере, начинаем варить вермишелевый суп из пачек, который по идее должен был стать ухой. Незаметно нудный дождь, который не прекращался всю ночь – превратился в снег, ложась на ягель ровным белым ковром, по которму уже ходить стало невозможно. На катке не так скользко, как на мокром ягеле, покрытом снегом. К обеду вернулись горе-рыбаки. Что они без рыбы, наверно понятно и так… Решаем, что делать здесь больше нечего, и что если сейчас выдвинемся, то успеем дойти до следующего по карте озера, которое порядком ниже этого. Быстро собрав все вещи уже не заметили, как снова куда-то идем… и причем очень скоро пришли на новое озеро. По виду, это озеро, горным уже не назовешь. По берегам высокая трава, вокруг лес. Уже напуганные первым мертвым озером решаем, что сначала попробуем тут рыбалку, а потом будем ставить лагерь. Я цепляю небольшую блёсенку на спиннинг и забрасываю в глубину, откуда за блесной пришло пару окуней. Снова заброс и снова окуни. Остаемся…. Уже через несколько часов мы объедались жареным окунем. Решив, что это озеро не сама цель, утром выдвигаемся дальше, уже в сторону дома. Но пройти должны по горной реке, в которой намереваемся наловить ленка, тайменя и хариуза.
Утро наконец-то выдалось без дождя, и мы радостные побежали дальше по сопкам. На нашем пути попались еще пару совсем небольших озер, пару сопок и красивый таежный лес с высокими елями. Очень быстро мы уткнулись в небольшой ручеек, который и должен ниже по течению стать нашей горной рекой. Сготовив на обед супчика, немного отдохнув, мы идем дальше, вниз по течению реки Эбгах. Идти намного легче. Берег из больших валунов, по которым можно нормально идти или даже прыгать, временами речка переходит в хорошие шиверы, достаем удочки и забрасываем, но к сожалению безрезультатно. Постепенно речка начала превращаться в нормальную глубоководную реку, на одном из прижимов, мы встали для рыбалки на подольше. Пробросали всю яму спиннингами – ничего. Разочарованные идем дальше. За большим ледником по берегу реки, на границе леса увидели постройки. Подошли, постучались, зашли в дом. За столом скучают два эвенка. Поговорили, спросили, почему нет рыбы или может, мы не так ловим. Эвенки ничуть не удивились отсутствию рыбы, а лишь с сожалением подтвердили данный факт, обосновав его сменой климата, что мол рыба что-то попутала и спустилась по реке раньше времени. Идем дальше, находим более менее приятное место на берегу реки для лагеря и решаем встать на ночь пораньше.
Утро нас встретило дождем, над кострищем натянут тент — тепло и сухо. Непомню по каким причинам, но мы остаемся на день тут. Весь день играем в карты, отдыхаем под стук дождя… На следующий день, ливневого дождя уже нет и мы снова выдвигаемся в путь, уже прямолинейно – домой. Под вечер мы вышли на слияние нашей когда-то небольшой речушки – ручья Эбгах и реки Юрах. Нам предстояло перейти Юрах в брод, что мы и сделали почти по пояс, пройдя в ледяной бурной воде. На берегу перекусили шоколадкой, посмотрели карты и решили, что поидее можно попробовать добежать сегодня до станции. Решили – побежали. Шли по большей части по мари и по вездеходной дороге, в колее которой нас постоянно ждала «чача» с ледяной водой. Ноги уже перестали согреваться от движения, но подстегивала мысль «добежать до цивилизации». Вскоре нам на пути попался неширокий, но глубокий и бурный ручей, идем пока вдоль него. Тут попадается дерево, лежащее от берега до берега . Решаем по нему сделать переправу, натягиваем наш небольшой кусочек веревки и проходим еще ближе к нашей конечной точки маршрута. Посмотрев на часы и прикинув расстояние, мы увеличили темп, мои ноги уже передвигались как костыли. Усталость и холод убили в ногах датчики жалости и я уверенно двигал их к победе. Вышли на грунтовку. Эта дорога нам уже показалась швейцарским асфальтом, по сравнению с тем, где мы уже ходили. И очень скоро, по ней мы добежали до разъезда Икабьекан. Немного подождали на ледяном ветру под дождем поезда, доехали до станции Хани. Поселились в гостинице до утра. Отдохнули. И уже на утреннем поезде поехали домой, в Тынду.

Примерный маршрут похода для программы Google Earth (Google Планета Земля)

Озеро Кирялта:

Просмотреть увеличенную карту

russiantrail.ru 2011г.

Запись опубликована в рубрике Все рубрики, Путешествие с метками , , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

4 комментария: К озеру за Ханями

1. vns говорит:

Да, без проблем! Указывайте, но c ссылкой на ресурс http://russiantrail.ru

2. Онлайн говорит:

Автор, а у вас никто записи не тырит? А то у меня заколебали уже — копируют и копируют. И главное, что даже ссылку никто не удосужится поставить.

3. Исмаил Шангареев говорит:

И как это автору не влом столько времени на написание статей тратить, мы конечно очень благодарны, но вот я на такой альтруизм не способен