Лыжный поход на Удокан

18+ (побуждает идти на риск, опасный для жизни)

Удокан — горный хребет, расположенный на севере Забайкальского края и в соседней Республике Саха (Якутия) в правобережье реки Чара и левобережье среднего и нижнего течения реки Хани (обе — левые притоки Олёкмы). Простирается в северо-восточном направлении, от р. Нижний Ингамакит на юго-запапад (где сочленяется с Каларским хребтом) до Олёкмы на северо-востоке. Общая протяженность 200 км, в пределах Забайкальского края находится юго-западная часть хребта протяженностью 90 км и шириной (максимальной) до 40 км. Преобладающие высоты в читинской части хребта от 2000 до 2300 м, максимальная 2561 м.

…уже очень давно я хотел сходить в зимний поход, но боязнь холода и беговых лыж, на которых один раз стоял в школе – меня трезво останавливали. И вот, мой друг, Алексей уговаривает меня проверить свои силы зимой. Собираем команду, инвентарь, прорабатываем маршрут. Определяем время выхода – март 2009 года.

Из инвентаря, в общем-то практически всё было, кроме самого главного, элементов инвентаря по зимней особенности. Алексей договорился где-то купить б/у горные лыжи, в магазине купили троссиковое крепление, придумали большие «лопасти» на лыжные палки. Договорились о сварке ледобура, облегченного варианта, но получился не облегченный, но зато в случае лени таскания лишнего веса, можно было бы бросить его на обратном пути. На станции юных туристов взяли старые совдеповские кошки. Очень щипитильно отнеслись к еде. Меню и развесовку взял на себя Алексей. Не хотелось таскать лишнего и не быть голодным, тем более зимой. Попробовали собрать меню очень калорийным и мало-весомым. Сало это понятно, но его не добавишь в ту же самую кашу. Начали думать о «пеммикане». Алексей вычитал, что это индийская пища, для больших переходов. Моей супруге в его приготовлении досталось больше всего. Взяли свиного брюшного сала, мясо говядины и свинины и все это в одну кастрюлю и на огонь, до полной замены воды в мясе на сало. Запах, неприличного аромата в квартире держался еще пару дней. Уварилось в объеме прилично, на вкус было не очень, поэтому накидали туда кучу приправ. Смесь приобрела более менее приятных аромат. Для меня оставался непонятным вопрос по одежде. Как бы понятно, что нужно три комплекта – сон, ходьба, и холод (рыбалка, после ходьбы и прочее). На «холод» взял синтепоновую толстую куртку, на сон утепленный спортивный костюм, на ходьбу в качестве верхней одежды очень тонкий костюм, защищающий только от ветра и что-то под низ. Имеющийся у меня в наличии спальник фирмы «Аляска», с экстремальной температурой до -16 и комфортом, до -6 меня устраивал всегда, но на зиму подумал купить другой – потеплей и полегче. Выбор пал на перьевой спальник-кокон. Поискали в интернете, Дмитрий нашел подходящий вариант. Экстремальная температура до -30. Заказали. Опробовал дома – вроде нормально, но пришлось модифицировать молнию – вшить вдоль бейку от «зажевывания». Ну вроде всё готово, в путь….

Сели в поезд. Покушали попили чаю и принялись перебирать наши рюкзаки. Достали безмен, сумку для ненужных  вещей, чтоб потом оставить её на время похода в Чаре, и начали разбирать вес «общага» в равных  пропорциях. Мой фотоаппарат Nikon D40 так же попал под «общаг», это хорошо, так как весу в нем не мало. Потом начали каждый сам для себя взвешивать свои вещи и «выбрасывать» ненужные в промежуточную сумку. У меня в эту сумку полетели тельняшка, ватные варежки и еще что-то по мелочевке.

День, ночь и на утро мы уже в Чаре, потом «бичевозом» типа пригородного поезда доехали до места высадки, а именно до разъезда Сюльбан. Морозное утро, со сверкающим на солнышке инеем на деревьях нам что-то готовило…. Бывалым в зимнем походе был только Алексей. Но когда-то надо начинать. Отошли немного от станции по путям, нашли тропу в лес, от команды ушедшей примерно в ту же сторону еще неделю назад и начали одевать лыжи. Первые пол часа ходьбы прошли нормально, дальше организм вдруг узнал мышцы, которые никогда не давали о себе знать. На лыжах работает другая группа мыщц – все! Чуть позже «умерла» дыхалка и начало давить сердце. Как раз подошли к подъему, на который скользящими на одном месте лыжами не вползти. Начали вязать «тормозилы» на лыжи, в которых заблаговременно, еще дома просверлили отверстия, для «тормозильной» веревки. В перчатках вязать неудобно, пришлось снять. От рук повалил пар, похлеще чем от баньки. Через несколько минут работ, пар с рук исчез и начал ощущаться сковывающий пальцы холод. Пронизывая веревку уже начал замечать, что снег на руках не таит, пора скорей заканчивать и начинать двигаться для сугрева. Первый подъем дался нам с трудом. И помогали и в то же самое время мешались постоянные кустарники ольхи, карликовой березки и прочей замерзшей растительности. Вот вышли на замерзший ручей местами с голым льдом, обледенелыми камнями, местами с сугробами снега. Тут даже немного посмеялись от удивительных падениях на лыжах – то ноги расползаются в шпагат, то путаются в кустарниках, то при падении чуть ли не цыпляются за верх рюкзака. К обеду мы добрались до подножия нашего первого перевала, где решили перекусить горяченьким. Костер никак не хотел гореть, на кострище прошедшей команды, решив что это «заговор», мы снова собрали дрова и разожгли костер немного в стороне. От языков пламени пошло то самое забытое внешнее тепло, а чуть позже и запах еды, вызвав в желудке еще более бурное урчание. Отогревшись, отдохнув и приятно покушав, мы собрались вползать на перевал. Подъем очень крутой, пошли ногами, утопая по пояс в снегу, вот выбрались из кустарников, одели лыжи. Ходьба на лыжах серпантином «убивала» в пройденном расстоянии. Казалось пешком можно дойти быстрее. Сняли лыжи и тут же провалились в снег по самый рюкзак. Ноги как в воде, бултыхались под снегом, не доставая до «дна». Оглядевшись, мы поняли, что не так давно сошла лавина, по которой мы и пытаемся идти. Отползли на край перевала, поближе к скале, сняли лыжи и пошли по скальным выступам разгребая снег, местами ноги опасно проваливались в расщелины. Но тем не мене как-то можно идти. Вскоре и эта «лафа» для нас закончилась, потому как вошли в «коридор» по стенам которого вертикальная скала, а по середине сошедшая лавина, но уже с более крутым подъемом. По всей видимости по данной особенности снег в этом месте немного окреп, на столько, что лыжи соскальзывают, пока их не «закантуешь», что очень сложно сделать на троссиковом креплении, а ноги при резком наступании проваливаются по пояс. Настало время припасть на колени. Связку лыж в руках толкаем вверх, а потом подтягиваемся на них, ползя на коленях. Со стороны данная наша процессия напоминала ратрак на горнолыжном склоне, ввиду чего данный перевал мы про себя прозвали – «Перевал четырех ратраков». Ближе к вечеру мы с горем пополам прорвались на вершину перевала. Не знаю как кого, а меня данный подъем выбил из сил. Весь «организм» кричал от боли. Я достал с пищевого рюкзака спирт, сделал два глотка допинга, закусил снегом. По всему телу пробежала волна дополнительной энергией, я вместе со всеми взялся за приготовление лагеря, пока энергия не закончилась. Поставили палатку, напилили дров, затопили печку. Внутри палатки наверняка еще была минусовая температура, но не было пронизывающего ветра, можно было погреть от печки руки, и из котлов на печи доносились запахи еды. Поужинав, мы распределили дежурство у печи, по несколько часов, и все, кроме первого дежурного, завалились спать.

Утро выдалось так же солнечным, на почти голой вершине повсюду сверкал снег. Без солнцезащитных очков невозможно смотреть даже сильно защурив глаза. Тут я еще раз, подумал, что верно купил очки, со специальным покрытием, так как думаю в стандартных китайских очках, тут наверняка можно было бы прожечь глаза. Собрали наш «дом», встали на лыжи и покатились вниз. У всех у нас есть опыт езды на горных лыжах, более того на ногах прицеплены горные лыжи, пусть и не «карвы», а старая классика, но управлять ими на троссиковом креплении бесполезно. Пришлось как на беговых небольшими переборами, тормозить в серпантине. Очень быстро мы скатились с перевала, к замерзшему ручью. Но ввиду «зарозшести» кустарниками, решили пойти рядом с ним, протаптывая себе лыжню. Снег довольно плотный лыжи проваливаются не так сильно, но тут я обернулся назад, не удержался и упал в бок от лыжни. Пробив телом с тяжелым рюкзаком плотный наст, я понял как там глубоко. Барахтаться было бесполезно. «Плавая» в снегу, я снял рюкзак, залез на лыжи, пристегнул и только потом из снега вытащил свой рюкзак. Да, снега в горах мнооого.

Через пару часов мы вышли на горный ручей Канн, местами поверх льда бежала вода. Замерзшая поверхность ручья резко уходила вниз, местами вертикально по метру в высоту. Без кошек – никак. Натягиваем железные «когти» поверх ботинок, лыжи на веревочках, как в детстве санки, тащим сзади, привязав их к рюкзакам, правда ввиду уклона лыжи не хотели «ехать» сзади, а постоянно убегали вперед, путая ноги веревкой. Когти кошек впиваются в лед, а вода на поверхности омывает нашу обувь. Стараемся выбирать маршрут по более менее пологим местам льда, и с меньшей водой на нем. Постепенно ручей становится более пологим, деревья в дали стали видны все ниже и ниже. Мы уже идем по снегу, из под которого в следу появляется вода. Снимаем кошки, снова надеваем лыжи и уходим дальше вниз по ручью, но уже по его лесному берегу.

Уже более менее понимаем ритм и свой и команды. Начинаем оценивать красоту вокруг нас. Хоть она и была вчера, но то некогда было ей любоваться, то не хотелось. А сейчас потихоньку начинаем выискивать прелести зимнего похода. Вся поверхность снега пронизана следами. То мышей, то зайцев, то еще кого. На кустарниках еще висят плоды теплой летней погоды. Где-то на белом снежном фоне найдешь ярко красный плод шиповника, где-то голубики. Все такие незначительные дары сразу идут в рот.

В низине мы снова наткнулись на лыжню ушедшей перед нами команды, и хоть её и замело снегом, но тем не менее это нам сильно облегчало ходьбу. Так как не приходилось тропить лыжню заново, что отнимает очень много сил и времени. Решили идти без обеда, на легком перекусе, чтоб встать на ночевку чуть пораньше, так как вчерашний день нас немного «подразбил». Как только тени от деревьев стали гораздо длиннее, мы начали искать место для лагеря. Вот вроде нормальное место, потоптались, слегка утромбовав снег, воткнули лыжи, привязали к ним нашу палатку, водрузили печь. Пищу решили сготовить на улице, так как на печи этот процесс занимаем много времени. Вскоре мы уже сытые и отдохнувшие завалились спать. Только в эту ночь, я по настоящему оценил на сколько плох мой спальник. Пух подо мной настолько сильно приминался, что было ощущение лежания на голом снегу, хотя от голого снега мое тело отделяли спортивный костюм, ткань спальника и туристический коврик. Дежурные рассказывали, что я ночью трёсся в этом спальнике, как собака :-). Ну да ладно, деваться некуда, маршрут продолжается….

Что-что, а с погодой нам везло. С утра снова греет солнышко, ну как можно сказать, что греет, наверно больше психологически, но тем не менее, когда тепло на душе, тепло и телу. Хотя когда идешь – жарко до невыносимости, пот стекает со спины, меж ягодиц. Мокрый весь. Потому на процесс переходов одевали минимум одежды, главное чтоб верхняя одежда была не продуваемой, а то такому мокрому, да еще и на «продутие»… было бы совсем кисло. Ну, а когда останавливаемся на «перекус», на обед или на любую другую стоянку, больше получаса, то достаем из рюкзаков теплые полушубки и натягиваем поверх. В моем случае, это была синтепоновая толстая, но легкая шуба, с которой, я заблаговременно, еще дома снял мутоновый воротник, так как, только он тянул на лишние грамм 400.

И так, солнечным утром мы двинулись дальше. Так как шли уже по низине, то лыжня постоянно терялась, заметенная недавно выпавшим снегом, с помощником – ветерком. Вскоре лыжня отвернула, в ненужную нам сторону и мы начали тропить себе лыжню сами, но буквально  через несколько метров наткнулись на след бурана. О, это почти асфальт. Мы сняли лыжи и пошли пешком, иногда проваливаясь через тонкий уплотненный снегоходом наст снега. Тут след пошел в сторону от нужного нам направления, но по виду сопок, мы предположили, что охотникам там делать нечего и он все равно вернется, в нужном нам направлении. Идем дальше по нему. А след так же дальше от нашего маршрута. Ничего не остается, как одевать лыжи и выходить на наш маршрут протапливая себе лыжню, по непроходимой тайге. Непонятные мари сменились густым высоким ельником. Лес превратился в сказочный. Ели и пихты настолько высокие и мохнатые, что солнечный свет практически не доходил до нас, а вскоре и вообще начал исчезать. В лесу стемнело раньше обычного. Мы начали второпях готовить лагерь, уже даже надев фонарики. Быстренько вытоптали место под палатку, растянули её на лыжи и принялись готовить лагерь дальше. Алексей с Сергеем занялись сбором печи, а мы с Дмитрием пошли за дровами. Кое-как в темноте нашли сушняк, принялись пилить, темнота хоть глаз коли. От светодиодных фонариков, с замерзшими батарейками, свет проходит на метр, не больше. Последний надпил нашей двухручки и сухое дерево начало валиться и тут мы увидели, что его длина, перекрывает расстояние до палатки и макушкой летит на наш дом. Я успел крикнуть: «Дерево!!!». И практически сразу из разрушенного дома посыпались маты – значит все живы. Дерево в аккурат упало между Алексеем и Сергеем. То ли со смешинкой, то ли с грустью, то ли с обидой принялись собирать разрушенный дом заново. Вскоре за ужином, под рюмочку спирта, всё это немного подзабылось и мы улеглись спать.

Утром света стало чуть побольше. Через эти ели он пробивался до низу как лазерными лучами, освещая наиболее ярко лишь некоторые места, найдя себе проход сквозь плотные макушки деревьев. Тропить нам пришлось совсем не долго, примерно через час мы вышли из леса прямо на реку Куанда. И опять везение, по реке не так давно прошелся какой-то грузовик, оставив за собой колею из двух узкиз «тропинок». Привязав лыжи за собой на тормозилах, мы пошли по колее пешим порядком. Через несколько часов, настал момент сворачивания с реки в лес, где практически сразу стояла охотничья изба. Откуда шел след снегохода, до нужного нам места – источника Пурелаг. По хорошей накатанной тропе мы добежали от избы до источника за 40 минут.

Подходя к источнику, мы прикинули, что можем там встретить ту команду, которая раньше нас вышла на маршрут и сейчас уже должна была возвращаться, как раз через источник Пурелаг. Так и есть. Выйдя из леса мы увидели костер, палатку, людей. Причем знакомых людей, часть которых «откисала» в горячей ванне источника. За кружкой чая ребята в двух словах рассказали нам о своем походе. Им с погодой, как нам не повезло. Были и заморозки и вьюги. Ребята могли рассказать больше, но им предстояло еще сегодня дойти до середины выхода с маршрута и потому они вскоре двинулись в путь, оставив нам свое вытоптанное место под палатку и небольшую заготовку дров. Поставив палатку, печь, разложив вещи и поставив котлы на огонь, мы все вместе полезли в долгожданную ванну этого чудесного источника Пурелаг.

Термальный источник Пурелаг:

Пурелагский горячий источник относится к группе азотных термов (Писарский и др., 1967) и связан с мощной зоной разлома. Многочисленные восходящие струи горячей воды сливаются в единый поток с суммарным дебитом 8-10 л/с. температура воды в различных струях изменяется от 35,5о до 41о С. Минеральная вода, отобранная 9.08.66 г. относится к горячинскому типу и имеет состав:

M0,41((SO459(HCO3+CO3)24Cl 15F2/Na97K2)),H2SiO3=0,12, T=41, pH>8,35

Из микрокомпонентов в воде Пурелага обнаружены железо (0,3 мг/л), литий, стронций, титан, бор (сотые и тысячные доли мг/л). В составе растворенных газов преобладает азот (94%). (Сведения из книги «Геологические и сейсмические условия района Байкало-Амурской магистрали», — Новосибирск: издательство «Наука», Сибирское отделение, 1978.)
Вся поляна залита этой горячей, незамерзающей в любой мороз водой. Зимой в морозы горячий источник можно определить издалека по заиндевевшим деревьям.
Нужно придерживаться следующих правил: ни в коем случае не мыться в источнике с мылом, не стирать, поддерживать его чистоту и чистоту окружающих мест. (http://www.sdauria.ru)

Помывшись и попарившись в источнике, мы разом бросились на приготовление ужина, и впоследствии на его поглощение. После чего, уже под звездное небо снова полезли в ванну с горячей водой, для вечерней релаксации. Отказался лезть туда лишь Дмитрий, сославшись на простуду. Но мы так просто от него не отстали, и почти насильно затянули его в ванну. С злость на лице он подошел к ванне и с улыбкой начал погружаться в теплую ванну, со словами: «Спасибо, мужики, что уговорили….». Я достал из своих припасов сигару, выключили фонари, откинулись на стенки неглубокой ванны и пустили по кругу сигару, наблюдая за звездным небом, которое время от времени, пересекали такие же яркие спутники. Из ванны безумно не хотелось вылазить на холод. Время от времени кто-нибудь из нас бегал подкинуть дров в печь и снова бежал обратно с характерным хрустом прилипающих от мороза мокрых тапочек. Но всё же настал момент, когда нужно было выходить из самого теплого за последние дни места и снова идти в наш не очень теплый дом, чтоб набираться во сне сил, для последующего перехода. Для которого нам завтра нужно встать еще засветло. Еще нам предстояло порешать, что мы оставим тут. Однозначно мы оставляем собранную палатку и печку. Так же оставляем часть провизии, так как, там куда нам предстоял путь, должна быть хорошая рыбалка.

Утро. Холодно. Темно. Для экономии времени утренний дежурный уже сготовил завтрак. Мы быстро покушали, собрали посуду и двинулись дальше по нашему маршруту. Через час мы вышли на ручей Перелаг. Та «лафа», сопутствующая нам последние дни теплым солнышком, закончилась и перешла в морозную и ветренную мерзкую погоду.  Но туристы не выбирают погоду, мы встряхнули рюкзаки, со звоном от упакованного ледобура и двинулись дальше по мокрым наледям ручья. Ручей приличной крутизной поднимался выше и выше, вскоре за вторым поворотом мы увидели прекраснейший горный хребет. В ту сторону нам и предстояло дотопать до вечера. Наши телеса уже хорошо разогрелись, и по тому на очередном перекусе мы поснимали с себя лишнюю теплую одежду и как обычно, с возгласом: «Алга!» (с эвенкийского – вперед) двинулись дальше, пока что всё выше и выше. Ближе к обеду мы начали внимательно высматривать лыжню по правому берегу ручью, по которой нам предстояло забираться вверх, в горы. Вот мы на нее и наткнулись. Подъем вверх примерно под градусов 70, пешком подняться бесполезно, под низом рыхлый глубокий снег. Одеваем лыжи и изнурительным серпантином поднимаемся на гору, после чего по более пологому подъему продвигаемся дальше. На верху лыжню бывалой команды уже «сковало» холодом и мы пробуем идти по ней пешком. Но через 3-4 шага, нога проваливается под лыжню. Повезет если вторая нога не провалилась, тогда аккуратно, с рюкзаком поднимаешься на одной ноге и идешь дальше. Бывает, что сразу за провалом одной ноги, тут же уходит и вторая нога, тогда в лучшем случае выползаешь на корточках и аккуратно поднимаешься. На данные маневры уходит много сил и времени, потому часть нашей команды одевает лыжи, часть дальше мучается пешком. Вот верхушка нашей сопки закончилась и снова крутой спуск вниз, тут обнаруживаем место, где команда шедшая до нас устраивала ночевку. Значит тот путь, что мы проделали за пол дня ( по ручью и по горам, но по их тропе) они прошли за весь день, еще бы – передними была целина, то бишь предстояла тропежка. Сварив по быстрому супчик, мы снова встали на лыжню, которая опять начала подниматься вверх. Через несколько часов ходьбы по редколесью тропа постепенно начала «падать» вниз. Вот вскоре показалось красивое озеро Большой Намаракит, окруженный горными выступами. На нашу радость от этой красоты к вечеру появилось и солнышко, но уже практически у границы гор, так что нам предстояло еще засветло пересечь все озеро, до избы – места нашего бивака. На пересечение озера у нас ущло полтора часа. Идти так же не комфортно. Лыжни уже нет – всё задуло. Снежный наст не держит ногу, проваливается и настолько зашлифован ветром, что лыжи скользят на месте. Одеваем на лыжи тормозилы и тихой цапой, доходим, уже к сумеркам, до избы.

Изба на Б.Намараките добротная, просторная. Несколько поленьев в печь и изба уже становится теплым приятным домом. Наколотили льда для ужина, опустили в спирт лимон. Сготовили быстренько ужин. И первый раз за поход, практически по человечески, покушали, как положено за столом. Ночь выдалась звездная, и под светом луны мы увидели очертания горного хребта. Какая же это красота. Постояв несколько минут в полной тишине мы восхищенно впивались взглядом в эти виды. Но уже хрустящая от холода одежда подсказала нам идти в тепло и готовится ко сну. Ведь с утра, нужно было идти на рыбалку, которая должна стать не просто увлечением, а добычей провизии.

Утро. Солнечно и холодно. Мы с Алексеем одеваем на себя всё что есть из одежды и отходим примерно на 100 метров от избы. Пробуриваем пару лунок и усаживаемся у них с нашими удочками. По замыслам, которые были сформированы рассказами из разных источников мы уже за пол часа должны были наловить на Б.Намараките кучу хариуза, окуня, гольца, палии. Но только через час первая поклевка – окунь. Чуть позже еще. За несколько часов замерзания мы поймали 5 окуней. Дело плохо. Идем в избу разбирать наше не очень хорошее настроение. Попив чайку Алексей предлагает сбегать налегке на Малый Намаракит, что через небольшой хребет пример в 3 часах ходьбы, тем более что от избы в ту сторону идет след снегохода, то есть хорошая тропа. Вдруг она идет именно туда. Дмитрий, еще ослабший от простуды, решает остаться тут. Он хотел заняться фотографией окружающих видов, так как является профессиональным фотографом. Одному оставаться негоже и потому, так же в избе, остается Сергей. Мы с Алексеем берем один котел, немного сухарей, чая, приправ, рыбалку. И собираемся в новую неизвестность. Привязываем к рюкзакам наши лыжики и быстрой ходьбой устремляемся к новой рыбалке, по хорошей тропе, протопленной снегоходом.

Тропа постепенным подъемом огибает сопку, еще немного вверх и мы поднимаемся на пустырь, на котором среди тумана видны новые виды гор, распирающие дыхание от эмоций увиденного. Но сильно любоваться нет времени. Нужно идти вперед, ведь мы идем практически в неизвестность без провизии, без палатки, в надежде дойти до избы на Малом Намараките, успеть поймать там щуку и сварить себе ужин. Но пока это в планах, под ногами еще так же мелькает тропа, которая уже вышла на парящую наледь ручья. Немного похлюпав прилипающими ботинками по наледи, мы снова выходим на тропу, которая начала подниматься вверх уже по лесу, виляя среди деревьев. Примерно через пару часов мы делаем перекур. Десять минут на отдых и дальше… Вот тропа начала спускаться серпантином вниз, потом более полого выходит на марь, значит скоро увидим озеро. Постепенно начала портится погода. Верхушки деревьев захрустели от порывов ветра, на мокрой одежде так же ощущается холодный ветер, в добавок к которому повалил мелкий, обжигающий лицо снег. Вот через толщу летающей снежной завесы мы увидели и озеро. Изба на другом берегу озера. Короткий отдых. И ныряем в просторы вьюги. Я иду вторым и от Алексея идущего впереди вижу небольшое темное пятно. Примерно на середине озера он оборачивается и через порывы ветра пытается мне накричать мысль, так же обернутся назад. Я оборачиваюсь и на минуту перестаю слышать ветер, чувствовать впивающиеся в лицо снежинки, озноб переходит в расслабляющее тепло и всё это от того, что предстает пред нашим взором. Большой мощный горный хребет, над которым висит черная туча, от чего границу гор видно даже через вьюгу. И даже на небольшом участке времени видно противоборство двух гигантов – погодной стихии и горного истукана. Эта черная туча, то пытается пробиться через горы, то тут же откатывается назад под противоборством нашего защитника – горного хребта. Но постепенно организм начал отходит от видов, снова начал слышаться свист вьюги, шуршание одежды, по щекам снова начал иголками колоть снег. Появилось дыхание и очки тут же запотели. Протирать их уже нет смысла, тем более что их и так сбивает ветром. Прищурившись, идем дальше. Вот и наше спасение – небольшая избушка. В окне когда-то был полиэтилен, но сейчас его нет.

Мы быстро чиним избушку, из заранее взятых материалов, предвидя небольшую разруху, затапливаем печь из дров, заранее приготовленных охотниками и расплываемся от удовольствия уютного тепла. Наша недолгая релаксация тут же подала команду о наших пустых желудках. Понимаем, что сегодня рыбалка не получится. Алексей пошел посмотреть округи избы и в ящике на улице находит ногу какой-то собаки. Не долго думая, ставим котел на огонь и повор-Леша уже стругает мясо в тающий снег котла. Через пол часа на небольшом столике, в наших тарелках уже есть еда — наскоро сготовленная ароматная шурпа. Под это дело достаем и спиртик, заранее отлив литр спирта хозяину избы, за предоставленную нам мясную ногу, дрова и уют.

Покушав, мы заметили, как вьюга стихла и на небе начали показываться звезды. Не знаю из каких соображений, но мы решили попробовать рыбалку. Пробурили лунки, опустили удочки с блеснами на щуку, потому как по рассказам бывалых, это озеро на половины воды, вмещает в себя щуку, невиданных размеров. Но как и ожидалось ни единой поклевки не было. Немного расстроенные мы заварили чайку, напились и уволились спать, чтоб продолжить добычу пропитания уже утром. Изба очень маленькая, от одного полена в печи, уже становится очень жарко, но как только оно прогорает, то тут же из-за дырявости избы становится жутко холодно. Вот так, в припрыжку, прошла наша ночь.

Ранее утро выдалось солнечным и холодным. Горный хребет стоял как ряд богатырей, плечом к плечу затмевая все просторы с одной до другой стороны. Первым делом, я решил пофотографировать эту красоту. Но долго восхищаться нельзя, нас ждет рыбалка.

Наши вчерашние лунки замерзли очень сильно, пришлось бурить новые. Уселись, и вот через пол часа у меня первая поклевка – приличная щучка. Ура! Щука есть! Начинам лов рыбы дальше, но как назло – более ничего. Час, два.. Ближе к обеду Алексей вытягивает щуку, потом еще одну. Лов пошел. Примерно в три часа дня, в дали, на поверхности озера показалась двигающая точка, с непонятными возгласами. Через некоторое время эта точка начала постепенно трансформировать в нашего члена команды – Сергея. Вот он уже и возле нас. Парню просто стало скучно и он решил сбегать до нас :-)

Мы предложили ему чай в нашем уютном «гостиничном номере». Наловив немного щук и одного крупного окуня мы начали собираться домой – на избу Большого Намаракита. Вышли уже под вечер, шли особо не торопясь общаясь по пути, по увиденным красотам.

В избе нас уже ждал Дмитрий, заботливо заранее нагрев чаю. Увидев улов, на его еще больном лице, через щетину начала провялятся улыбка. Ужин был славный. Так сытно и вкусно за весь поход мы еще не кушали. Спирт в крови немного развеселил нас с Алексеем, но даже непьющие Сергей и Дмитрий подхватили наше веселое настроение.

Решив, что тут, с плохой рыбалкой делать больше нечего, подумываем с утра выдвигаться на Пурелаг и провести лишнюю дневку там, отпариваясь в горных горячих ваннах.

Утром, уже привычным образом мы побрасали вещи в рюкзаки, прыгнули в лыжи и легкой походкой, чуть ли не в прирыжку побежали к нашему очередному, родному и почти забытому дому – нашей палатке на Пурелаге. На пути мы встретили перепуганных эвенков, но потом показав наш добрый нрав – еще немного и пообщались. После чего побежали вниз по ручью к источникам. По нашей тропе прошло стадо эвенкийских оленей, сделав её практически не пригодной для ходьбы ногами, олени своими ногами «взбили», как миксером, тропу в рыхлый кусковой снег. Где-то пешком, где-то на лыжах мы постепенно вернулись к нашему биваку, который пополнился еще одной палаткой и кучей туристов, спустившихся с гор, другого маршрута. Алексей знал там практически всех, мы частично. Вечер проходил за пеним и распитием, мы поделились рыбой, они импровизированным тортиком, что мы совместно поглощали за общим столом!

Утром наши соседи выдвинулись на маршрут, по возвращению домой. А мы остались релаксировать в ваннах Удокана. День ленивого отдыха прошел непонятно, то ли тянулся, то ли летел. Мы, уже привыкшие к распорядку постоянного движения не находили себе места. И ближе к вечеру Алексей предложил мне сбегать на реку Куанда, порыбачить налима, что мы тут же и реализовали. Меньше часа и и мы уже сидим на реке. Протяжный ветерок обдувает наши прогретые в источнике косточки. За весь вечер один пойманный хариуз. Кушать хочется, и мы не дождавшись замерзания тушки, постругали его, под небольшую рюмочку, уже настоянного на лимоне спирта. Уже в темноте мы вернулись в лагерь. Дмитрий и Сергей уже уставшие от отдыха с радостью встречали нас к ужину.

Утром решаем, что ближе к обеду спустимся на реку Куанда, где заночуем в избе, и на следующий день с нее пойдем домой, уже в наш родной дом. Маршрут подходит к концу. Так и делаем. Вечером, уютно расположившись в избе, мы готовимся к рыбалке. Но на реке самым настоящим «налимщиком» проявил себя только Алексей, я поймав одного налима помогал ему складывать тушки, в одну кучу. Наловив рыбы, на прием пищи командой в один присест мы уходим с лунок в избу. Сварили еще один поздний ужин, сытно покушали и начали готовиться ко сну. Завтра идти в сторону дома. Мысль, что возможно больше никогда не увидим горячего источнику Пурелаг не покидала нас, и Сергей предлагает сбегать к нему, чтоб искупаться последний раз. Такая идея пришлась по вкусу только мне, и через 50 минут мы с Сергеем уже лежали в горячей ванне, разглядывая звезды и докуривая мою предпоследнюю сигару. Сильно долго решили не париться, нужно достаточно времени оставить на сон. Выпругнули с ванны, обтерлись, кое как натянули на себя тут же примерзающие к телу вещи и побежали к избе, где уже десятый сон смотрели члены нашей небольшой команды.

Ранним прохладным утром мы выдвигаемся с избы в сторону дома. Пересекли реку Куанда, прошли лесную зону и вышли на ручей Боронка, по которому начали подъем вверх. Ручей не очень большим градусом поднимался вверх, и потому мы решили не одевать кошки, а пошли пешим порядком, обходя мокрые наледи. Ближе к вечеру мы вышли на место нашего ночлега – старый вагончик, от когда-то работающих тут геологов и ставший теперь стандартным местом ночлега для туристов.

В вагончике мы сделали прощальный ужин нашего маршрута, со свечами, с неким торжеством, выкуривая последнюю сигару. Ведь это последняя ночь на маршруте. Завтра мы уже должны быть в цивилизации.

Последнее утро маршрута. Холодно. Одеваемся и топаем снова вверх по ручью, вскоре сходим с него, в лесную зону, чтоб начать подъем в последний перевал, за которым уже мы сядем в паровоз. Весь перевал покрыт кустами сланника, но мы этого не видим, поднимаемся по голой снежной поверхности, и только когда проваливаются ноги вниз — понимаем, что под нами сланник, под которым даже не видно земли. То есть идем по двойной подушке, снежной и сланниковой. Кое- как, с небольшим перекуром мы вышли на вершину. Откуда с одной стороны виднелся горный хребет, а с другой пологие сопки цивилизации. Спуск местами был более крутой чем подъем, на лыжах не поедишь, сильно разгоняешься, а вокруг деревья, сходим ногами. Через пару часов мы вышли на рельсы. Всё! Дошли! Тут мы услышали где-то в дали гудящий поезд, по всей видимости наш. А нам еще с километр идти до стации. Схватив лыжи в руки, мы бегом побежали до перрона разъезда Наледный. Добежав до перрона, подошел и поезд, так что не успев остыть, мы тут же сели в поезд. Через несколько часов мы уже были в Чаре. Где почти культурно, грязные, вонючие и заросшие пошли покушать в столовую. После чего взяли пива и пошли на вокзал к нашим вещам. Ночью у нас поезд в Тынду, в наш родной город. Приключение на этом еще не закончилось. Одним из аспектов приключения был еще штраф вокзальной, тогда еще милиции, за распитие пива. Что по всей видимости они делают с каждой командой туристов. Ну что ж… им тоже нужно жить, у них тоже есть семьи.

День в поезде, и мы торжественно выходим на перрон вокзала г.Тында. Маршрут закончен. Впереди обзор фотографий, видеоматериала, обсуждение впечатлений, но это уже стандартный культурный городской отдых.

============================

Кант (кантоваться) – железная (на горных лыжах) или пластиковая (на беговых лыжах) койма по краю лыжи. При кантовании, лыжу наклоняют немного на кант, она врезается в снег, не давая лыже соскальзывать вниз по склону.

Пеммикан – излюбленное блюда древних индейцев. Очень калорийная пища, не портящаяся ни на жаре, ни в холоде. Мясо, в котором вся вода замещается топленым жиром.

Тропление лыжни – первый лыжник в команде идет по пухлому снегу, проваливаясь в него до тех пор пока лыжи не удержат его вес. Каждый раз, при новом шаге, лыжу приходится поднимать над снегом . Последующие 2-3 члена команды, идущие за первым, утаптывают еще не сложившуюся лыжню. Когда первый член команды устает, то отходит с лыжни в сторону и его место занимает второй, сам же он встает в хвост команды и так далее, так что как правило без «трапежки» не остается никто.

Перекус – бутерброд, конфеты, орешки с водой или запасенным чаем, совмещая с коротким отдыхом, без разведения костра и прочих ухищрений занимающих много времени.

Тормозила – толстая веревка, как правило раза в два-три длинее лыжи, для провязывания вокруг лужи, по всей её длине, для того чтоб лыжа не соскальзывала по снегу вниз. За счет веревок она тормозится в снегу и уже можно без проскальзывания отталкиваться, проходя по небольшому подъему.

Днёвка – как правило, суточный отдых на маршруте.

Примерный маршрут похода по Удокану в 2009 г. для программы Google Earth (Google Планета Земля)

russiantrail.ru

Версия от Алексея Подпругина: http://www.risk.ru/blog/13974

2012г.

Запись опубликована в рубрике Все рубрики, Путешествие с метками , , , , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.